Безопасные уроки физической культуры
Организуя
и проводя урок физической культуры, особенно важно обеспечить его безопасность.
Предупредить травму, научить самоконтролю при выполнении физических упражнений
невозможно без знаний школьниками правил поведения на уроке и техники
безопасности по различным разделам учебной программы. Однако всё предусмотреть
нельзя. Даже при правильном планировании и знании таких правил травмы, к
сожалению, случаются, тем самым нарушая плавное течение учебно-воспитательного
процесса
Причинами
травматизма на уроке физической культуры могут быть:
1. Некачественная организация занятий. Это недостаточное количество учебных площадей (спортивных
залов, спортивных площадок, бассейнов), из-за чего уроки физической культуры,
чаще всего в младших классах, проходят в рекреации — помещении, не оборудованном
для данных занятий. Многие педагоги вынуждены проводить урок при наличии двух
классов в одном зале или, что еще хуже, со старшим и младшим классами одновременно.
Одной из косвенных причин травматизма может быть неправильно составленное
расписание учебных занятий по физической культуре (доходит порой до казусов —
три класса разновозрастных групп оказываются в одном спортивном зале!). В
результате — отсутствие полноценного контроля за всеми учащимися из-за
скученности. А ведь учителю надо вовремя увидеть ошибку, определить
самочувствие занимающегося и в случае его ухудшения принять необходимые меры.
2. Некачественная материальная база: физический износ оборудования, дефектные спортивный инвентарь
и оборудование или наличие спортивных снарядов, не прошедших испытание на
прочность. Сюда же относится и не соответствующее санитарно-гигиеническим
требованиям состояние спортивного зала (ветхие полы, протечки, плохое освещение
и т.п.) или спортивной площадки (неукрепленные ворота, щиты, оградительные
сетки).
3. Низкий уровень квалификации учителей
физической культуры. С одной стороны, это
недостаточный опыт работы в школе, слабые знания педагогических основ и методик
физического воспитания; с другой — нежелание пополнять свои знания изучением
современных педагогических технологий, небрежное отношение к курсовой
подготовке и учебе в институте. К тому же в последнее время увеличилось число
учителей физической культуры без специального образования (например, уроки в
начальной школе зачастую проводят неспециалисты, хотя именно здесь
закладывается основополагающая ступень образования школьников).
4. Слабый медицинский контроль. Это нехватка медицинских работников («приходящий» врач, обслуживающий,
например, три школы; отсутствие медицинской сестры, а значит, и возможности своевременно
оказать квалифицированную медицинскую помощь по факту травмы и т.п.). В школах
с большим запозданием происходит распределение учащихся по группам здоровья, в
результате чего учителю физической культуры приходится начинать работу в I и X классах с
«котом в мешке» (уточняем — списки школьников по группам здоровья должны быть
составлены, самое позднее, в конце августа, до начала учебного года).
Я
попытался определить причины травматизма, а теперь представляю выписки из соответствующих
нормативных документов, которые дадут учителю возможность посмотреть на
свою работу со стороны и выяснить, а все ли есть и что необходимо для обеспечения
полноценного учебного процесса.
Закон
Российской Федерации (РФ) «Об образовании» от 25.06.2002 г. № 71-ФЗ, Ст. 51, п.
1: образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и
укрепление здоровья обучающихся; Ст. 51, п. 4: образовательное учреждение
обязано предоставлять помещение с соответствующими условиями для работы
медицинских работников. Медицинское обслуживание обучающихся образовательного
учреждения обеспечивают органы здравоохранения.
Закон РФ
«Об утверждении Федеральной программы развития образования» от 10.04.2000 г. №
51-ФЗ раздел III, п. 1: совершенствование организации учебного процесса в
целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся, нормализация учебной нагрузки,
создание специальных условий для получения образования лицами, имеющими ограниченные
возможности здоровья и особенности развития.
Закон РФ
«О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 г. №
15-ФЗ:
- глава I, ст. 1, п. 2 гласит, что настоящий Федеральный закон
рассматривает физическую культуру и спорт как одно из средств профилактики
заболеваний, укрепления здоровья, поддержания высокой работоспособности
человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины,
развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на
равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом;
- глава II, ст. 6, п. 9 говорит о пропаганде массовой физической
культуры, спорта, здорового образа жизни, основ знаний о физической культуре и
спорте, популярных физкультурно-оздоровительных и спортивных программ,
комплексов физических упражнений;
- глава III, ст. 14, п. 1: образовательные учреждения на основе Закона
РФ «Об образовании» самостоятельно с учетом своих условий, уставов и интересов
обучающихся определяют формы занятий физической культурой и средства
физического воспитания, виды спорта и двигательной активности, методы и
продолжительность учебных занятий на основе федеральных государственных
образовательных стандартов и нормативов физической подготовленности, а также
проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с
привлечением к ней учреждений дополнительного образования детей и
физкультурно-спортивных объединений, в том числе федераций по различным видам
спорта;
- глава III, ст. 14, п. 4: с обучающимися в образовательных
учреждениях, имеющими отклонения в физическом развитии, занятия проводятся в
рамках рекомендованной индивидуальной программы реабилитации. СанПин
2.4.2.1178-02 от 28.11.2002 г. № 44-РФ: 2.3.17 — спортивный зал следует
размещать на 1-м этаже в пристройке. Его размеры предусматривают выполнение
полной программы по физическому воспитанию и возможность внеурочных спортивных
занятий. Площади спортивных залов приняты 9 х 18 м, 12 х 24 м, 18 х 30 м при высоте не менее 6 м. Количество мест в
спортивном зале на занятиях должно устанавливаться из расчета 0,7 м2 на одного учащегося.
При
спортивном зале должны быть предусмотрены снарядные помещения площадью 16-32 м2 в зависимости от
площади спортивного зала, раздевальные для мальчиков и девочек площадью 10,5 м2 каждая, душевые
площадью 9 м2
каждая, уборные для девочек и мальчиков площадью 8 м2 каждая. Предусмотрена
комната для инструктора площадью 9
м2. В состав помещений физкультурно-спортивного назначения
необходимо включать помещение, оборудованное тренажерными устройствами, а также
по возможности бассейн.
Извлечения из Правил по охране труда в общеобразовательной
школе «О безопасности занятий по физической культуре и спорту»:
- администрация
школы несет ответственность за подготовку мест занятий, за соответствие
санитарно-гигиенических условий Требованиям СанПин 2.4.2.1178-02, за
соответствие требованиям строительных норм и правилам СанПин, за требования к
расписанию уроков и соответствие количества мест площади спортивного зала, за
качество учебно-воспитательного процесса по физической культуре;
- медицинские
работники осуществляют санитарный надзор за условиями и местами проведения
учебно-воспитательного процесса по физической культуре; составляют списки по группам
здоровья (основная, подготовительная, специальная), несут ответственность за
проведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, за
своевременное оказание первой помощи при травме;
-учитель
физической культуры несет ответственность
за охрану жизни и здоровья учащихся, за выполнение правил по безопасности
занятий, за использование качественного и надежного оборудования, за
санитарно-гигиенические условия мест проведения занятий и подсобных помещений
(СанПин 2.4.2.1178-02 и инструкция по охране труда ИОТ-018-023-98), за
выполнение программы по физической культуре, за качество учебно-воспитательного
процесса по физическому воспитанию.
Вот некоторые рекомендации по проведению уроков с акцентом
на их безопасность.
Профилактика
травматизма на уроках физической культуры является одной из важнейших задач. В
грамотном решении данной задачи скажется хорошая подготовка учителя к уроку,
которая невозможна без ее добротного обеспечения соответствующей документацией.
В учебную документацию, находящуюся в распоряжении учителя
физической культуры, должны входить:
1.
Программа по физической культуре (адаптированная под условия школы и материально-техническую
базу, контингент учащихся).
2.
Образовательный стандарт общего образования по физической культуре (начальная
школа, основная школа, средняя (полная) школа).
3.
Учебный план, годовой план-график, тематическое планирование по четвертям, планы-конспекты
уроков.
4.
Требования к уроку. Анализ урока.
5.
Учебные нормативы, график и нормативы тестирования.
6.
Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу, а также
выпускников основной и средней (полной) школы.
7.
Правила по предупреждению травматизма на уроке физической культуры и при выполнении
домашних заданий.
8.
Образцы домашних заданий.
9.
Методическая литература, раздаточный, дидактический материал.
10.
Протоколы контроля учебных нормативов, навыков и умений.
11.
Протоколы тестирования физической подготовленности.
12.
Информационно-наглядные стенды.
Документация по охране труда и технике безопасности
1.
Должностная инструкция (на всех учителей, инструкторов, педагогов дополнительного
образования).
2.
Инструкция по технике безопасности о проведении занятий на спортивных сооружениях
(спортивный зал, спортивная площадка).
3.
Инструкция по технике безопасности о проведении спортивно-массовых мероприятий,
походов, дней здоровья.
4.
Паспорт на спортивный зал.
5.
Паспорт на спортивную площадку.
6.
Акт-разрешение на проведение занятий по физической культуре и спорту в спортивном
зале.
7. Акт
приемки спортивных сооружений на готовность к новому учебному году.
8. Журнал
регистрации результатов испытаний спортивного инвентаря и оборудования.
9. Журнал
инструктажа по технике безопасности для учащихся 1-Х1 классов.
10.
Журнал регистрации травм.
11.
Инструкции по технике безопасности и охране труда при проведении занятий по
разделам учебной программы:
- легкая атлетика — ИОТ-018-98,
- гимнастика — ИОТ-017-98,
- лыжная подготовка — ИОТ-019-98,
- плавание — ИОТ— 020-98,
- спортивные игры — ИОТ— 021-98,
- соревнования — ИОТ-022-98,
- в тренажерном зале — ИОТ-023-98,
- туристские походы —
ИОТ-025-98.
12.
Сертификат качества на спортивный инвентарь и оборудование с указанием срока их
годности.
13.
Правила оказания первой доврачебной помощи вместе с аптечкой.
14.
Списки по группам здоровья.
Примерные
общие правила по технике безопасности для учащихся общеобразовательных школ
1. Наличие
спортивной формы, соответствующей виду спорта и месту занятий (спортивный зал,
спортивная площадка).
2.
Соответствие температурного режима месту занятий.
3.
Строгое соблюдение правил и норм поведения на уроке и по его окончании.
4.
Выполнение требований по технике безопасности, полученных на инструктаже перед
изучением новой темы или в процессе урока.
5.
Овладение правилами самоконтроля, приемами страховки и самостраховки.
6.
Соблюдение указаний учителя при выполнении физических упражнений.
7.
Занятия в спортивном зале без учителя физической культуры, инструктора или педагога
дополнительного образования запрещаются.
8.
Формирование навыков здорового за жизни средствами закаливания, выполнения домашних
заданий по физической культуре, применением оздоровительных систем, отказом от
вредных привычек.
9.
Соблюдение правил дорожного движения; при переходе улицы пользоваться переходным
переходом.
10.
Овладение знаниями оказания первой доврачебной помощи при травме; физкультурной
деятельности; медико-биологических средств диагностики и коррекции.
11.
Наличие справки-освобождения после текущего заболевания.
А вот несколько извлечений из Сан Пин
2.4.2.1178-02 от 25.11.2002 г.
2.5.6.
Температура воздуха в зависит от климатических условий должна составлять в
спортивных залах и комнатах для проведения секционных занятий — 15-17°С; в
раздевалке спортивного зала — 19-23°С; в кабинетах врачей — 21-23°С; в рекреациях
— 16-18°
2.5.7.
Уроки физической культуры следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных
залах. Для этого необходимо во время занятий в зале открывать одно-два окна с
подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше +5°С и слабом
ветре. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия
в зале проводятся при открытых фрамугах, а сквозное проветривание осуществляют
во время перемен при отсутствии обучающихся. При достижении в зале температуры
воздуха +14...+15°С проветривание следует прекращать.
2.5.8.
Относительная влажность воздуха: должна соблюдаться в пределах 40-60%.
2.5.9. В
спортивном зале, в тренажерных, душевых, туалетных комнатах оборудуется
вытяжная вентиляция. При этом требования к спортивной одежде и обуви (при
проведении: занятий в спортивном зале и на открытом воздухе) таковы:
обучающиеся занимаются в спортивной одежде и
обуви в теплое время, при темпе ре +15°С и выше — в спортивных трусах и майке;
при более низкой температуре — в тренировочном костюме (на открытом воздухе;
зимой — в спортивной одежде, соответствующей температурным условиям и виду
занятий (лыжи, коньки, хоккей): I класс — до -10°С, II - IIV классы — до -12°С, V—IX классы — до
-15°С, X-XI классы — до -18°С.
В
спортивном зале при соблюдении температурного режима по СанПин у занимающихся
должна быть спортивная форма, соответствующая виду спорта (легкая атлетика,
баскетбол, волейбол, гимнастика): спортивные трусы и майка или футболка;
гимнастический купальник: обувь спортивная с наличием супинатора, нескользкая,
со стопорящим покрытием (кеды, полукеды, кроссовки, «чешки», «балетки»);
обязательно хлопчатобумажные или шерстяные носки. Спортивный костюм надевают в
спортивном зале только при низких температурах.
2.6.1. В
спортивных залах применяется двухстороннее боковое естественное освещение и
комбинированное (верхнее и боковое).
2.6.2.
Искусственное освещение в спортивных залах должно быть не менее 200 лк.
2.4.8.
Стены учебных кабинетов и спортивных залов должны быть ровными, гладкими,
окрашены в светлые тона, допускающие их уборку влажным способом; окраска должна
быть устойчивой к ударам мяча, не осыпаться, не оставлять следов после касания;
приборы отопления должны быть закрыты; не должно быть выступов, открытых
крючков; остекление окон должно иметь защитное ограждение (решетки или сетки).
2.4.9.
Полы должны быть без щелей, упругими, иметь ровную нескользкую поверхность.
2.2.7. Физкультурно-спортивные зоны на спортивной площадке размещаются на
расстоянии не менее 25 м
от здания учебного учреждения, за полосой зеленых насаждений. Не следует
располагать такую зону со стороны окон учебных помещений. Оборудование
спортивной зоны должно обеспечивать выполнение учебных программ по физическому
воспитанию, а также проведение секционных занятий и оздоровительных
мероприятий. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое, ровное покрытие,
футбольное поле — травяной покров. Занятия на сырых площадках, имеющих
неровности и выбоины, не проводятся.
Все
спортивные снаряды и оборудование должны находиться в полной исправности и
быть надежно закреплены. В результате испытаний
инвентаря и оборудования надежность их
установки должна быть проверена, что должно быть зафиксировано в специальном
журнале. Неисправное оборудование необходимо убрать с
площадки.
Булыкин
А.А. учитель физкультуры высшей квалификационной категории.
2009
год.